Зачем существует система оценивания в школьной системе?
Объективна ли она?
Существуют ли другие варианты оценивания в альтернативу общепринятой модели?
Задумывались ли вы над этой темой?
Мы с коллегами по цеху неоднократно поднимали этот вопрос: пробовали, смотрели, дискутировали, одобряли и отвергали различные варианты оценивания успехов детей в школе.
Что такое отметка? Это виртуальный "кнут и пряник": не сделал - 2, идеально сделал - 5, ну и промежуточные варианты. Это упрощает работу педагога и коммуникацию с родителем. Нажал на нужную кнопку в случае невыполнения требований - прилетело наказание, объект вернули на заданный сверху маршрут и все поехали дальше, неважно в каком настроении, с вдохновением или без.
Чего не хватает в этой цепочке? Мотивации и понимания истинной цели самим ребенком!
Очень часто взрослые упускают это из виду. А ведь если человек, неважно взрослый это или ребенок, понимает их, то "кнут и пряник" не нужны. У вас так?
Легко войти в роль двоечника или отличника и очень сложно из неё выйти... Часто только сменив коллектив это удаётся. Эти роли порождают два конкурирующих лагеря. В одном ребята и не делают попыток роста. В другом работают зачастую на грани сил чтоб соответствовать статусу.
Поэтому у нас в
Семейной школе "Среда"???? и
Центре Семейного Просвещения в Кирове официально безоценочная система. Это непросто. Гораздо сложнее ребенку объяснить зачем необходим тот или иной предмет и замотивировать к выполнению, чем понукать его оценками.
Тратится много времени в начале учебного года на визуализацию учебного маршрута, постановку целей конечных и промежуточных. На обратную связь родителям с целью вовлечения их в процесс обучения ребенка, чтоб школьная жизнь не была для них областью неизведанного.
Затем идет мотивация детей собственным успехом в процессе: как ты вырос относительно себя. О! я могу делить столбиком, а еще вчера не понимал! Посмотри как изменились тетрадки по сравнению с началом учебного года.
- Красиво?
- Дааа!!
Младшие дети кайфуют от самого процесса своего роста и развития.
У старших детей идет поиск будущей профессии и разбор навыков, которые потребуются для ее освоение. Отсюда видна цель и запущена мотивация.
Сложно при таком подходе зачастую бывает родителям. Они ведь учились в другой системе. И конечно хочется лучшего для детей, но всплывают шаблоны, страхи и сомнения, заложенные в нас за 11 лет школьной жизни. Тут уже родителю приходится расти над собой, побеждая внутренних "драконов". Кто-то выходит победителем и радостно развивается вместе с ребенком. Кто-то сдается...
Я очень рада, что в последние годы все больше семей смело раздвигают шаблоны и выходят из государственной системы ради высоких целей и глубоких знаний!
Присоединяйтесь!
Это интересно!
Напишите нам!Автор статьи: руководитель Семейного клуба СРЕДА — Ирина Любимова